Памятка «Как готовиться к экзамену, не испытывая сильного стресса».
Подготовка к экзаменационному ответу.
Если вы будете сильно волноваться, то для того, чтобы вам было легче взять себя в руки в начале ответа, можно посоветовать следующее:
а) ограничить контакт глаз с экзаменатором, смотреть преимущественно на свой листок;
б) пред началом ответа вдохнуть несколько раз как можно глубже, стабилизировать дыхание;
в) если вы считаете, что ваши руки выдают ваше волнение, спрячьте их под стол;
г) если вы от волнения часто сбиваетесь на скороговорку, постарайтесь снизить темп высказываний, чтобы иметь больше времени на обдумывание следующих предложений.
Как лучше всего запоминать материал.
- Магическая семерка (если материала очень много, лучше разбить его на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи).
- Ищите связи (смысловые, структурные).
- Используйте ассоциации (основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом запоминаемом материале и основанные на привнесении извне в запоминаемый материал искусственных связей).
- Как повторять? (пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию).
Таким образом, вам необходимо разбить большой текст не более чем на 7 частей, связать эти части между собой, выделить опоры (слова и стоящие за ними мысли) и заучить их, повторяя по вышеприведенной схеме.
Когда идти отвечать?
Оптимальный вариант – идти четвертым – пятым в первой пятерке: у вас будет достаточно времени на подготовку (сорок-пятьдесят минут, пока будет готовиться вся пятерка, и еще столько же, пока будут отвечать первые три-четыре человека). Преподавательский стереотип – «сильные - идут первыми».
Но, к концу дня экзаменаторы, как правило, менее внимательны, утомлены и не хотят слушать долгие рассуждения. Они чаще останавливают абитуриентов, если хотят поставить «отлично», задают меньше дополнительных вопросов.
Подготовка к ответу.
- Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника или конспекта сама всплывет перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться.
- Если вы взволнованы, то закройте глаза. Расслабьтесь, вспомните на минуту что-либо смешное или приятное.
- Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него.
- Никогда не ходите отвечать с чистым листком.
- Несколько конкретных цифр, деталей, фактов оказывают гораздо более глубокое воздействие на собеседника, чем пространные рассуждения по всей теме ответа.
- Списывание со шпаргалки – чрезвычайно стрессовая ситуация. Объем непосредственной памяти при этом резко уменьшается, и в итоге приходиться переписывать едва ли не каждое слово, то и дело, заглядывая в шпаргалку.
- Даже если вы отлично знаете вопрос, и составили только план ответа – все равно запишите несколько первых фраз. Это вам не помешает. Тем более, когда времени у вас еще остается предостаточно.
- Если вы уже закончили подготовку и твердо знаете, что больше ничего по этому вопросу не вспомните, то отдохните. Посмотрите по сторонам, понаблюдайте, как отвечает предыдущий абитуриент. Может быть, в его ответе вы услышите то, что может пригодиться вам.
Общие закономерности ответа на экзамене.
- Соотношение вашего ответа и высказываний экзаменатора должно колебаться в пределах 75-80 % на 20-25%.
- Обеспечьте самые благоприятные условия для высказываний экзаменатора:
* выдерживайте паузы,
* используйте риторические вопросы,
* при малейшей попытке преподавателя сказать что-либо, прекратите свой ответ и внимательно выслушайте его.
- Даже если какой-либо вопрос вы знаете поверхностно и путаницы не избежать, то хотя бы изображайте ясность. Этого можно достичь уверенным тоном, короткими фразами, риторическими вопросами, логическими мостиками типа «Из этого следует, что…». Ясность ответа во многом определяется понятностью того, что вы говорите. Проглатывание окончаний, нечеткая дикция сведут на нет все ваши знания.
- Если при подготовке к ответу у вас есть возможность нарисовать график или схему – рисуйте, не задумываясь. Ничто так не «поднимает» абитуриента в глазах экзаменатора, как толково нарисованный график.
- Нужно постоянно держать в голове нить ответа. Если во время изложения вопроса вы «вильнете» в сторону, а потом будете долго искать в своих записях продолжение текста, то впечатления от вашего ответа будут испорчены.
- Повторяйте основные положения, не стесняйтесь. Кроме того, если вам уже нечего сказать, а экзаменатор явно ждет продолжения ответа, повторите другими словами уже высказанные мысли.
- Приводимые примеры должны быть наглядными, могут использоваться следующие приемы (сравнение, метафоры, гипербола).
- Используйте впечатляющие приемы, к которым можно отнести:
а) повторение («Никто, абсолютно никто не мог …»);
б) объяснение («Как показал эксперимент…»);
в) цитаты («Как говорил…», «Говоря слова…», «Если вспомнить высказывание…»);
- применяйте коммуникативные приемы:
а) прием присоединения, создающий впечатление непринужденности, раздумья вслух (использование союзов «и», «а», «но». «однако»; союзных слов «причем», «а потому», частиц «разве», «даже», «хотя» и т.п.);
б) сегментированные, то есть разделяющие конструкции («что касается», «относительно», «насчет», «возьмем», «рассмотрим», «остановимся», «перейдем»). Например: «Возьмем нашу экономику. Здесь, несомненно…»;
в) итоговые слова и выражения («итак», «таким образом», «словом», «вот как надо понимать», «теперь мы знаем», «в итоге» и т.п.);
г) предупреждение возражений («В некоторых публикациях утверждается, что…, но…»), риторические вопросы («Что здесь имеется в виду?» и т.п.).
Информация, сообщаемая экзаменатору, должна быть полной, ясной и содержательной. Не следует слишком растягивать свой ответ.
Помните о Законе контраста: на фоне посредственных знаний вы будете смотреться лучше: если предыдущий ученик отвечал откровенно плохо и получил тройку или, тем более, двойку, то вы должны продемонстрировать прямо противоположный стиль ответа.
Памятка «Как готовиться к экзамену, не испытывая сильного стресса».
Источник: Фадеев М.Ю., Голушко А.А. «Волнуйтесь спокойно – у вас экзамены», 1999 г., «Волгоград», 64 стр.
Экзаменационный ответ.
Начало ответа.Как начинать свой ответ?
Задачи первой фазы ответа:
а) установление контакта с экзаменатором;
б) привлечение его внимания;
в) создание соответствующей атмосферы для ответа.
Как бы вы ни волновались, постарайтесь скрыть свое волнение («тот, кто меньше волнуется, знает больше»).
Не затягивайте подготовку к ответу и вообще – даже если природа при создании вас не очень постаралась – попробуйте хотя бы выглядеть на экзамене серьезным и умным.
Именно первые несколько предложений обычно решающим образом воздействуют на собеседника. Экзаменатор обычно более внимательно слушает именно начало ответа – порою из любопытства, ожидая чего-то нового, а чаще из желания сразу приблизительно оценить уровень знаний учащегося, чтобы иметь возможность немного расслабиться во время ответа.
Ошибки в начале ответа
- Излишняя самоуверенность;
- излишняя неуверенность;
- излишнее самомнение (уверенность необходимо проявлять в поведении, а не в высказываниях).
Несколько нестандартных способов начала ответа
- «Знай и люби своего экзаменатора». Искусство определять и отмечать достоинства человека.
- «Шутить невредно». Если вы видите, что экзаменатор склонен к шутке, можете при ответе отважиться на юмористическое замечание. Если же экзаменатор сам задает шутливый вопрос, то тут уж вы просто обязаны не только улыбнуться в ответ, но и поддержать его шутку.
- «Сами спрашиваем – сами отвечаем». Постановка в начале ответа нескольких риторических вопросов по всем проблемам, которые будут рассматриваться в вашем ответе.
Как лучше говорить? Типы ответов.
-«Кавалерийская атака».Быстрый поток информации, который , нарастая как снежный ком, обрушивается на экзаменатора.
- «Свободный полет». Вы садитесь перед экзаменатором, откладываете листок с ответом от себя подальше и, демонстративно не заглядываете в него, начинаете свой ответ.
-«Доклад. Это самый невыгодный тип ответа. Сдающий экзамен, не сводя глаз с листка, просто зачитывает свои записи. Даже, если этот ответ будет правильным и полным, он все равно произведет невыгодное впечатление.
-«Эффективная концовка». Яркий пример, удачная цитата и глубокие выводы плюс сложный вопрос экзаменатору.
-«Квантовый выброс».Полезно «разбить» свой ответ на несколько частей.
Тактические «мелочи».
-Отвечайте последовательно. Старайтесь придерживаться последовательности вопросов в билете;
- акцентируйте важные слова. Это придаст вашей речи выразительность, ясность, убедительность;
- меняйте темп речи. Когда вы разговариваете с кем-либо, темп вашей речи постоянно меняется. Это придает выразительность вашим словам;
- меняйте тон голоса. Наибольший вред вашему ответу причинит его монотонность;
- не забывайте о своем внешнем виде. Аккуратная, опрятная одежда не только поднимет вас в глазах экзаменатора, но и придаст вам больше уверенности в своих силах;
- следите за мимикой. Если вы будете отвечать холодно и небрежно, всем своим видом показывая, насколько неприятна для вас процедура экзамена, то вскоре и экзаменатор начнет испытывать такое же ощущение, поскольку подобное настроение является заразительным;
- контролируйте свои жесты. Жесты являются внешним выражением вашего внутреннего состояния. Они так же несут информацию о вас и ваших знаниях, как и ваша речь.
Дополнительные вопросы – это ваш шанс!
Замечания и вопросы преподавателя не следует рассматривать как препятствие. Это может быть и рука помощи, протянутая вам. Дополнительные вопросы – это еще один ваш шанс. Будет гораздо хуже, если после ответа, не задав ни одного вопроса, он вам поставит тройку.
Причины замечаний и дополнительных вопросов.
-« Объективная проверка знаний». Экзаменатор просто хочет уточнить, что вам ставить;
- «Спортивная позиция. Ваш экзаменатор – человек «по-спортивному» настроенный, поэтому он склонен к соперничеству на экзамене, любит превращать его в поединок.
- «Тактическое обдумывание». Экзаменатор просто не решил еще, что вам ставить, и с помощью дополнительных вопросов берет себе тайм-аут на обдумывание;
-«Желание проявить себя». Многие замечания экзаменаторов можно объяснить лишь их стремлением высказать собственное мнение по спорному вопросу.
Согласие.
После того, как экзаменатор сделал вам замечание, очень важно показать, что сразу же разобрались в его сути. В этом случае ваша предыдущая ошибка будет оценена как случайная.
Показать, что вы правильно оценили замечание, можно различными способами: кивнуть головой, сказать «да» и т.д. Но лучше всего это сделать, используя следующие приемы:
а) сравнение с фактами из других разделов сдаваемого предмета. Например: «Да, да, понимаю. Это согласуется так же, как … в …»;
б) понимание, что обратная постановка вопроса приведет к противоречию. Например: «Да, верно. Иначе…. А тогда…»;
в) ссылку на авторитет. Например: «Да, да, ведь…еще в XIX веке говорил…», «Да, конечно, это так, ведь высказывание… об…, говорит о том…».
Как и когда отвечать на дополнительные вопросы?
- Уточняющие вопросы. Если вы ходите вокруг да около основного вопроса, то экзаменатор может спросить о нем прямо. Заметим лишь, что вместо «не знаю», лучше сказать «не помню».
-Наводящие вопросы. Эти вопросы – почти подсказка, или, если хотите, ваше спасение.
- Собственно дополнительные вопросы. Очень часто экзаменуемые имеют хорошие знания, но забывают сказать о том или ином аспекте раскрываемого вопроса. Они об этом знают, но забывают вспомнить.
Обобщение ответа. Оно не должно сводиться к простому повторению наиболее важных положений ответа – важно лишь то, что произведет на экзаменатора наибольшее впечатление. Должна преобладать одна-единственная мысль – четко выделенная, изложенная ярко и убедительно.
Техника завершения ответа – тактические тонкости.
- При подготовке к ответу необходимо записать несколько финальных фраз или хотя бы одну заключительную;
- важно также определить завершение ответа от предыдущего текста, например, с помощью следующих выражений: «Так можно прийти к выводу, что…», «Таким образом…», «Подводя итоги…» и т.п.
- иногда, даже если вы довольно долго высказывались по данному вопросу и неплохо его осветили, экзаменатор с независимо – бесстрастным лицом может холодно спросить: «Это все?»:
1. Не теряйтесь, не впадайте в панику.
2. Ни в коем случае не отвечайте: «Да, это все».
3. Не молчите виновато.
4. Можно ответить «нет» - и начать ответ по второму кругу. Но лучше задать встречный вопрос экзаменатору, взяв инициативу в свои руки: «Вы считаете, что я недостаточно осветил вывод второй формулы?» и т.п.
. Оценка.
Оценка зависит не только оттого, что вы сказали на экзамене, но и от того, как вы это сказали. Для полноты впечатления от вашего ответа экзаменатор вполне может вас спросить: «Ну, так что будем ставить – 3 или 4?»
Если у вас спрашивают, что вам поставить, вы должны:
а) активно довести до сведения преподавателя, что вам нужна более высокая оценка;
б) ни в коем случае не оценивайте свой ответ выше, чем оценивают его (пока!) преподаватель;
в) не рекомендуется также отвечать: «Не знаю», - пожимать плечами, спрашивать: «А вы как думаете?» - или притворяться глухим.
Если вы увидите, что вам собираются поставить оценку ниже той, на которую вы рассчитываете, действуйте очень быстро. Только не надо кричать: «А почему четверка?!» Любой экзаменатор при желании вам элементарно докажет, почему. Лучше поинтересуйтесь, не согласиться ли он, задать вам еще несколько дополнительных вопросов.
При поражении ведите себя достойно: не клянчите и не требуйте более высокой оценки – эти два пути никуда вас не приведут. Лучше повторите еще раз ваше предложение о дополнительных вопросах.
Послание неуверенному и тревожному учащемуся, которому предстоит сдавать устный экзамен.
Приветик!
- Тебе все равно придется сдавать экзамен!
-Успокойся, не волнуйся, ты все сможешь!
-Не забудь поздороваться.
- Даже, если ты не уверен, постарайся скрыть это, не бегай глазами по аудитории.
- Может, все же улыбнешься…
- Продумай, как начать ответ.
- Первым делом, взяв билет, продумай, с какого вопроса начать ответ.
- Не затягивай с продумыванием ответа.
- Приготовь план ответа.
- Отвечай последовательно.
- Произноси слова уверенно, старайся раскрыть всю суть.
- Следи за жестами, осанкой, мимикой.
- Убедись, что между тобой и экзаменатором нет никаких преград.
- Часто используй его имя.
- Не забудь попрощаться.
- Поблагодари за то, что тебя выслушали.
Желаем удачи!
Послание участнику программы «Формирование уверенного поведения старшеклассника в ситуации устного экзамена».
Мы рады, что ты нашел время и посвятил его своему совершенству!
Пусть психологическая Формула Успеха помогает тебе строить сценарий жизни «Победитель!»
В психологии «Победитель» - это человек, которому все дается легко, почти играючи. Он знает, чего хочет, и знает, что надо делать, чтобы добиться успеха в делах, в любви, в творчестве – словом в жизни.
«Победитель» - это человек, который:
- Может совершать ошибки и падения, может проигрывать, но всегда находит в себе силы подняться и продолжить путь к намеченной цели;
- Знает, что будет делать в случае проигрыша;
- Никогда не теряет надежду;
- Умеет ставить перед собой реальные цели и достигать их;
- Умеет одерживать победы над собственными негативными качествами, то есть побеждает, в первую очередь, себя самого;
- Понимает, что высочайшая цель в жизни заключается в стремлении достичь высот духа (А не материальных высот).