ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОГУЛОК-ПОХОДОВ С ДЕТЬМИ ЛЕТОМ
Летние месяцы очень благоприятны для организации пешеходных прогулок, экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм). Туристические походы также – действенное средство привлечения родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми.
Цель прогулок – оздоровление ребенка и обогащение новыми впечатлениями (наблюдения за природой, за работой взрослых в различные периоды лета). Прогулки по маршруту и экскурсии проводятся один - два раза (в старших группах – до трёх) в неделю. Весь поход по времени равен продолжительности прогулки (согласно режиму). Продолжительность экскурсий или поход-прогулка для детей старшего дошкольного возраста не должна превышать 30-40 минут в один конец. Длина пути старших детей составляет не более 1,5 – 2км в один конец, для детей среднего возраста не далее чем 1,5км.
Через каждые 20-25 мин. пути (с детьми 4-х-5-ти лет 10-15 мин.) следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 4-10 мин. (воспитатель проверяет одежду и обувь детей, их общее состояние, вспоминает, что видели по дороге).
Для привала подбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищенное от ветра.
По улице, через дорогу дети идут парами, в парке, сквере, на поляне, лугу – группами по 4-5 человек (это не утомляет детей, дает возможность им наблюдать окружающие объекты), в лесу – цепочкой друг за другом (в целях безопасности). С детьми идет 1 взрослый на 10 детей.
На конечном пункте дается привал на 20-30 минут. Во время отдыха проводятся наблюдения: дети собирают с воспитателями отдельные виды растений, насекомых и т.д., берут их с собой в детский сад для последующих наблюдений. Во время отдыха можно также провести беседу, дидактическую игру, прочитать книгу, разучить стихотворение.
Во время прогулки обеспечивается деятельность средней и малой подвижности (отдых после перехода), затем детям раздаются физкультурные пособия (мячи, скакалки, обручи и др.) для активной деятельности. Можно во время прогулки провести очередные физкультурные занятия.
Организационная деятельность детей включает также посильный систематический труд дошкольников на воздухе.
Cоветы
по подготовке и проведению прогулок по маршруту
-Прогулка–поход проводится только после тщательного изучения маршрута.
-Тщательно продумывается содержание маршрута, похода.
-Взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение.
Оборудование для прогулки-похода |
Содержание аптечки |
|
|
- Продумывается одежда детей (она должна быть удобной, соответствовать погоде): кеды или кроссовки, майки, шорты, головные уборы, гольфы.
- О времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее.
- Желательно знать прогноз погоды.
- Накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы.
- Взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности (с целью их образования и в целях безопасности). Должны знать содержание аптечки и правила пользования ею.
- Взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физически возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника похода, ходьба не должна быть однообразной).
- План и маршрут согласовывают с медработниками, заведующей, заместителем заведующего.
- Взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.
Планирование прогулок – походов
Перспективный план проведения прогулок-походов можно составить примерно по следующей схеме:
Дата проведения |
Тема или объекты наблюдения |
Цель |
Отметка о выполнении |
Дается краткое описание маршрута, отмечаются привалы и деятельность на них.
К каждому походу составляется сценарий, где указывается: место проведения, время отправления, форма, длительность прогулки.
Содержание прогулки составляют:
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- чтение художественной литературы,
- экспериментальная и практическая работа.
Воспитатели должны найти удачное сочетание различного рода физкультурных нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности.
Детей можно учить ориентированию на местности. Карты–схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждает подпись заведующего на карте. Все маршруты пронумеровываются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы (словесно, с помощью условных обозначений). Отмечается протяженность маршрута (и между привалами) и его продолжительность.
План и маршрут согласовываются со старшей медсестрой, заведующим, заместителем заведующего по основной деятельности.
При подготовке и организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования необходимо руководствоваться основными нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З.
- «Положение об учреждении дошкольного образования», Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 № 150
3. Об утверждении санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу санитарных правил и норм №14-31-95 «Санитарные правила и нормы устройства и содержания детских дошкольных учреждений» и Постановления главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 2 декабря 2005г. № 211. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 апреля 2009 г. № 42 (в ред. постановлений Минздрава от 23.06.2009 N 70, от 30.03.2010 N 35, от 24.05.2010 N 49, от 27.09.2010 N 129, от 30.06.2011 N 62)
4. Об утверждении санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования безопасности к отдельным видам продукции для детей, их производству и реализации» и признании утратившими силу некоторых Постановлений главного государственного санитарного врача Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и отдельного структурного элемента Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11 мая 2009г. №53. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. №114
- Методические рекомендации «Организация летней оздоровительной работы в дошкольных учреждениях»,утверждённые Министерством образования Республики Беларусь от 02 апреля 2002 г. №10-13/11 и Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 04 апреля 2002 г. №11-14/1977
- Методические рекомендации «Организация профилактических и оздоровительных мероприятий в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования», утверждённые Министерством образования Республики Беларусь и согласованные Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 25 апреля 2004 г. (исключить медико-педагогический контроль);
- Методические рекомендации «Об организации работы дошкольных учреждений в летний оздоровительный период»письмо Министерства образования Республики Беларусь от 27 апреля 2007 г. № И-10-16/75
- Положение о порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 № 307;
- О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2011 года № 1063 на основании п.3 статьи 4 Кодекса Республики Беларусь об образовании;
- Руководство «Организация рационального питания детей в детских дошкольных учреждениях», утверждённое Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 25 апреля 2000 г. № 11-14-1-2000 .
- «Об утверждении Перечня средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования». Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. №50
- «Об утверждении перечней вложений, входящих в аптечки первой медицинской помощи, и порядке их комплектования», в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01 августа 2005 г. №843
13. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2011-2012 учебному году учреждениям дошкольного образования от 15 июня 2011 года
14. Образовательный стандарт дошкольного образования. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 августа 2010 г. №90
15. Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования. Постановление Министерства образования Республики
Беларусь от 25 июля 2011 г. № 154
16. О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2011г. № 1063(в ред. постановления Совмина от 26.11.2011 N 1603).
17. О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам организации питания детей в учреждениях образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2011г. № 142 (в ред. постановлений Совмина от 04.08.2011 N 1049, от 06.08.2011 N 1063).
18. О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008г. № 307 (в ред. постановлений Совмина от 23.07.2010 N 1095, от 04.02.2011 N 142, от 04.08.2011 N 1049).
19. О разъяснении основных аспектов организации оказания медицинской помощи в учреждении дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.05.2012 № 10.17/А-18/3