Классный час ШАГ
Тема: Я и Семья «Правила поведения в семье»
Цель: Создать условия для формирования среди учащихся семейных ценносте, комфортной и теплой внутрисемейной обстановки.
Задачи: - формирование уважительного отношения к членам семьи;
- формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены;
- формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям;
- воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные; эстетические.
- помочь ребенку оценить свое место в семье.
Форма проведения: беседа
Ход мероприятия:
Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем говорить о семье, о его ценностях. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.
В слове семья много поучительных загадок и открытий.
Во-первых «Семья» - это слово образовалось от исчезнувшего из нашего языка существительного «семь» - то есть «работник, слуга, домочадец».
Во-вторых - это слово можно разделить на «семь» и «я». Т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом. Само число «7» само по себе особенное – оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое.
Но есть еще одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя». Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Зерно выращивают с любовью и заботой, и в семье необходимы согласие и забота друг о друге.
У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
-А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим?
- Что для этого необходимо? (- чувства!)
-Какие? (-любовь!)
Если вам доводилось хоть ненадолго покидать свой дом, вспомните, как тосковали вы о нем и о своих домашних и как хотелось поскорее вернуться в родные стены.
Ведь семья-это островок понимания, любви, тепла и надежности. Здесь ты черпаешь силы, обретаешь уверенность, перенимаешь опыт, разрешаешь сомнения, находишь прощение своих ошибок…
У большинства у вас есть брат или сестра, младший или старший.
-Какие они прививают вам чувства? (дети отвечают)
Да, ребята, к старшему брату или сестре обратишься с тем, с чем не обратишься к родителям, а младший брат или сестра пробуждают в вас нежность и заботу.
Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? Родословие – это история рода, история семьи в виде таблицы или в виде разветвленного дерева.
- Но вы уже знакомы с этой работой. Как вы ее начинали?
- Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь?
- Кто хочет рассказать о своей родословной? (рассказ детей)
А вечера в кругу семьи! А семейные праздники и торжества!
-Какие традиции существуют в вашей семье?
-Где вы любите проводить семейный отдых?
-Какие семейные праздники сплотят семью?
Одним словом, семья - это целый мир, и он интересен не меньше, чем тот, что простирается за порогом вашего дома. Ваше участие в делах ваших родных, ваша забота и помощь, ваш интерес и уважение к традициям вашей семьи и вашего рода – все это поддержит согревающий и всем необходимый огонь семейного очага.
-Почему важно в семье любить друг друга?
-Как выразить свою любовь к родителям?
-Как научиться не огорчать близких?
-Как вести себя, когда провинился?
-Как научиться понимать настроение родителей?
-Как повысить настроение папе, маме?
-Ребята, вы, любите загадки? А давайте попробуем отгадать такие:
У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (Восемь)
Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)
У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)
Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра)
Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а их всего трое (мать, дочь и внучка)
Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки, У любимой ... (бабушки) |
Четырёхколёсный "зверь" В гараже у нас теперь. От колёс клубится пыль - Едет наш ... (автомобиль) |
Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед, Мой родной, любимый ... (дед) |
Эти шарики на нити Вы примерить не хотите ль? На любые ваши вкусы, В маминой шкатулке ... (бусы) |
Острый нос, стальное ушко, В ушке - ниточка-подружка. Сшить обновки помогла, Нашей бабушке … (игла) |
Это кушанье для всех, Мама сварит на обед. И половник тут как тут – Разольет в тарелки ... (суп) |
Подготовим место, Раскатаем тесто. Вот повидло, вот творог. Мы хотим испечь ... (пирог) |
Полосатый зверь у мамы, Блюдце выпросит сметаны. И, поев ее немножко, Замурлычет наша ... (кошка) |
Сварит бабушка из ягод, Что-то вкусненькое на год. Ах, какое объеденье, Ароматное ... (варенье) |
Что за шелковая лента, Под воротничком надета? Говорит всем папа «здравствуй», Чуть поправив модный (галстук) |
Папин номер наберем, Трубку к уху поднесем. С папой свяжет быстро он – Наш мобильный ... (телефон) |
У него большая пряжка, Ну, а сам он худ, бедняжка. Носит папа целый день, Жесткий кожаный … (ремень) |
Игра «Строим дом»
- Дом строится по кирпичику.
1кирпичик:
- Дом начинается с фундамента
- Что мы возьмем для фундамента?
Первая группа выбирает слова.
-А вы расскажите о своей семье. Какая ваша семья?(1,2 человека рассказывают)
- Посмотрим , какой же у нас фундамент.(Очаг, крепость, кров, начало начал, причал)
-Все, что вы выбрали – это все наш дом.
2кирпичик: ( это стены)
Для чего нужна семья?
Задание: Выберите подходящие слова (работает вторая группа)
-учит любви, ответственности,
-заботе и уважению старших
- для одиночества
-для счастья
-обуза
-взаимопонимание
-поддержка
-помощь
-доверие
Беседа с первой группой:
- Ребята, назовите самое хорошее, доброе, что есть в вашем доме, в вашей семье.
- От кого зависит это счастье? (от нас)
-Помещаем в наш дом нужные слова.
-Молодцы! Продолжаем строить дом!
-А дом, заставленный добром – еще не дом.
И даже люстра над столом – еще не дом.
Чего не хватает в этом доме?
(Людей, близких, животных)
- Как называют людей одной семьи? (Родственники)
Состав семьи. Родственники
Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
- Кого мы считаем близкими и дальними родственниками
Близкие родственники: Дальние родственники
мама тетя
папа дядя
брат двоюродный брат
сестра двоюродная сестра
дедушка прабабушка
бабашка прадедушка
-Перечислите своих близких родственников.
Подведение итогов:
Как видим, самое дорогое в жизни человека – это семья.
Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.
Семья - это словно маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Но ведь класс-это тоже семья, поэтому давайте все вместе сфотографируемся! (снимок на память)