Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Как успешно выдержать выпускные экзамены?

Дата: 17 апреля 2023 в 16:21

Как успешно выдержать выпускные  экзамены?

Выпускные   экзамены  – это соревнование,   к нему нужно быть готовым не только  интеллектуально, но и психологически. Именно положительный  настрой  и  уверенность в себе –  50%     успеха в   данном  соревновании.

Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь. Стресс - негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями  ситуации.

Помните:  умеренные волнение и тревога –  полезные вещи, это сигнал к тому,  что вы готовы  к действию, это мобилизация всех сил для достижения поставленной цели. Опасно чрезмерное волнение: оно вызывает  растерянность и суетливость.  Поэтому  планируйте свое время. Ставьте перед собой  четкую конкретную цель: что  надо  прочитать,  что  надо  запомнить, что  повторить.

Ситуации  интеллектуальной  ответственности - это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей.

 В  китайском  языке      слово «стресс»  обозначает  одновременно   «опасность» и  «возможность». Хорошо бы выработать у всех участников образовательного процесса конструктивное отношение к  стрессовым ситуациям, научиться и научить воспринимать   такие ситуации  не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить   свои  достижения, приобрести   определенный  жизненный   опыт, стать более внимательными и организованными.

Некоторые    рекомендации   учащимся. 

  1. Подготовьте  место для занятий: уберите  со стола лишние вещи, удобно расположите  нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность..
  2. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Просмотрите   весь материал, отложите тот, что хорошо знаком.   Повторяйте  то,  что  для  вас  наиболее   сложно.
  3.  Используйте время, отведенное на подготовку  к  испытаниям, как можно эффективнее.  Учитывайте   свои  биологические  ритмы. Сложный материал  повторяйте в то время суток, когда хорошо думается,  когда  у   вас высокая  работоспособность. Обычно это утренние часы   для  «жаворонков»  и  вечерние   часы для  «сов».
  4. Сохраняйте  спокойствие. Необходимо четко определить, что именно сегодня  вы  будете  повторять, сколько  времени отводите  для  повторения  той  или иной  темы.
  5. К трудному  материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром.
  6. Необходимо  учитывать:  особенности  темперамента, тип нервной системы, ведущую модальность, доминирование полушарий.
  7. Заботьтесь о своем здоровье.  Полноценный сон всегда был лучшим средством для восстановления физических сил и психических способностей (памяти, внимания, мышления), а. следовательно, и работоспособности. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна !
  8. Прогулка перед сном и  открытая форточка на ночь. Найдите 15-30  мин для прогулки на свежем воздухе перед  сном. Это отвлечет вас от   напряженных   мыслей, укрепит вашу нервную систему, обогатит мозг кислородом, а он (мозг) в благодарность за это сможет поглощать и «переваривать» знания с большим аппетитом.
  9. Чередуйте  занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. В перерывах между занятиями закройте глаза и представьте себя кусочком масла, который лежит на тарелке, стоящей на подоконнике. На него падает луч теплого, весеннего солнца. Масло начинает таять, медленно растекаясь по тарелочке. Все тело расслаблено, в мышцах приятное тепло, Погрелись? А теперь открывайте глаза и с радостью продолжайте повторять  дальше.
  10. Бывает  так, что заниматься не хочется, нет настроения. В таком случае   начните,  с того, что понимаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен.
  11. Решайте задачи,  разбирайте предложения, слова —  научитесь отлично делать практические задания; и не просто делать,  а проговаривать  вслух,   рассуждать.
  12. Не забывайте о гигиене умственного труда нормальном освещении  рабочего  места и температуре  в  комнате,  где   вы     занимаетесь.
  13. Ежедневно   выполняйте  физические  упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.  Волнение, тревога  связаны с мышечным напряжением. Всем известно, что страх может вызвать спазм гортани, онемение отдельных частей тела. Чтобы уберечься от нежелательных последствий стресса, в целях профилактики рекомендуется уделять время для физических упражнений (3-4 раза в день по 15 мин). Утром лежа в постели, потягиваясь, вращайте ступни ног, кисти рук, напрягите и расставьте поочередно мышцы всего вашего тела. Начните с мышц лица: высоко поднимите брови (сожмите в «гармошку» мышцы лба на 5-7 с) и опустите, расслабьте их; надуйте щеки как воздушный шарик, а затем понаблюдайте за процессом сдувания; растяните губы в улыбку и сделайте лицо невозмутимо спокойным. Повторите каждое упражнение по 3-4 раза. Поработайте, напрягая и расслабляя мышцы шеи, груди, живота, рук и ног. Таким образом, организованное тело организует и ваш  разум. 
  14. Оптимизм - залог успеха. Собираясь на   экзамены по  математике,  русскому  или белорусскому  языкам, нужно настраивать себя: «Я сдам», «Я все знаю», «Я все выучил», «Я абсолютно спокоен, уверен в своих знаниях» и т. д. Это на подсознательном уровне организует и заставит вас сконцентрировать все внутренние силы на   успех.

Вечером,  перед    экзаменами,  пообщайтесь  со  своими  близкими   людьми,  прогуляйтесь  и пораньше ложитесь спать.

Упражнения для   снятия  психоэмоционального  напряжения.

 1. Внимательно следите за дыханием, дышите через нос. Сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1 – 2 минут  Постарайтесь не думать ни о чем другом.

2. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите три раза.

3. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание – грудные мышцы напряжены. Почувствуйте это напряжение, а затем сделайте резкий выдох, расслабьте грудную клетку, повторите три раза.

4. Слегка приподнимите обе руки, растопырив пальцы как можно шире – как будто играете на пианино, старайтесь охватить как можно большее количество клавиш. Фиксируйте это положение пальцев в течение нескольких секунд, стараясь почувствовать напряжение. Затем расслабьтесь, руки свободно опустите на колени. Повторите три раза.

Не сдерживайте эмоциональные реакции, возникающие в ответ на внешнее раздражение. Смех и радостное восприятие жизни всегда благотворно действуют на организм человека. Слезы зачастую способствуют разрядке накопившегося напряжения, снятию состояний угнетения и печали.

Совет: старайтесь  больше  общаться  с  позитивно  настроенными  людьми

Учитесь, пока другие спят.

Работайте, пока остальные болтаются без дела.

Готовьтесь, пока остальные играю.

Мечтайте, пока остальные только желают!   У. Уорд

Данная форма проверки   Ваших  знаний – это испытание характера, силы воли, умений  в нужное время проявить себя, показать свои достижения в определенной области знаний, справиться с волнением. Этому обязательно надо  учиться. Постарайтесь  осуществлять   контроль над ситуацией.  Сформируйте в себе отношение к возможной неудаче.  Не впа­дайте в панику, сохраняйте спокойствие,  верьте   в себя,  учитесь  с  достоинством преодолевать трудности.

Желаем    Вам   успехов!

Некоторые  рекомендации      педагогам.

В наш нелёгкий век всем нужно уметь противостоять стрессам и другим психологическим перегрузкам. Чрезмерное проявление эмоций подстерегает нас везде. Как с этим бороться? Очевидно, нужен настрой на уравновешенность своей нервной системы. Выдержка и самообладание так необходимы всем и, конечно, учителям. Если преподаватель ведёт себя спокойно, размеренно, уверенно, жизнерадостно, бодро, без усталости - это всё передаётся  детям.  

Рекомендации  для педагогов   в    день  проведения  экзаменов. Создание стабильной эмоциональной обстановки в классе

  • Класс должен быть чистым, ухоженным, желательно с комнатными растениями. Зеленый цвет благотворно, успокаивающе влияет на психику человека.
  • Школьные столы должны соответствовать возрасту обучающихся, удобно располагаться и хорошо освещаться.
  • Температура воздуха в классе должна быть умеренной, детямследует предложитьодетьсясоответственнотемпературе.
  • Хорошо, если в классе будет висеть эстамп или картина в желто-фиолетовых тонах – такое цветовое «пятно» благотворно повлияет на творческую активность школьников.

Формирование позитивного психологического настроя во время   экзаменов.

  • Начало любого контакта – это, прежде всего, улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.
  • Одежда учителя-организатора экзамена не должна быть вызывающей (яркой, экстравагантной), чтобы не отвлекать обучающихся.
  • Словесные установки учителя должны повышать уверенность учеников в себе – чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность того, что он сделает ошибку.
  • Необходимо подбадривать обучающихся доброжелательным взглядом, прикосновением, краткой похвалой.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
  • Овладевайте сами приемами краткой и эффективной мышечной релаксации и рекомендуйте детям приемы успокаивающего дыхания.

Рекомендации   родителям.

Задолго до   экзаменов  обсудите с ребенком,  какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными и почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки  – на какие-то предметы придется потратить больше времени, а что-то потребует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы»(«жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне   испытаний он прекратит подготовку, прогуляется, примет душ и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного   испытанияПроверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: удалось ли ребенку сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, – лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов.  Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если ребенок хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

 Лучшая помощь - это научиться  поддерживать своего ребенка до  вступительных испытаний   и во время их.   Вы можете предложить своему ребенку представить, что он находиться рядом с приятным и умным человеком и получает  удовольствие  от    общения  с  ним. Не стоит говорить ребенку, что  испытания - ерунда, что не надо переживать, мол, у тебя их ещё сколько будет. Эти фразы не снимут стресс и не расслабят ребёнка, т.е., никак ему не помогут. Но он может подумать, что вы просто несерьёзно относитесь к вещам, которые для него очень значимы.  

Помните, что в этот период дети становятся особенно мнительными и тревожными! Постарайтесь «подкармливать» их положительными эмоциями. Ни в коем случаи не ругайте, не давите на психику, даже если первый результат  будет не  таким,   как Вы рассчитывали. В свободное время вместе с ним вспоминайте прошлое, когда ему было хорошо - какие-то праздники, отдых, путешествие. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребёнка: ты   сдашь    вступительные  испытания - и мы поедем отдыхать, съездим за город и пр.  Следите  за  режимом  дня, за  питанием, побалуйте шоколадом. А перед   испытанием  не забудьте пожелать: «Ни пуха, ни пера!».  

Умное  меню в    интеллектуально  - напряженных  ситуациях

Грамотное питание – укрепляет нервную систему, помогает поднять настроение, снять переутомление и депрессию. Главное правило грамотного питания – в рационе должны быть и белки, и жиры, и углеводы. Очень важно употреблять не только овощи и фрукты, но и крупы, яйца, хлеб из муки грубого помола. Сейчас появилась модная поговорка: «Завтра ты будешь тем, что скушал сегодня».

Специалисты по питанию утверждают:

  • орехи - благотворно влияют на работу мозга и укрепляют нервную систему;
  • морковь с растительныммасломиананасовыйсок для улучшения памяти:
  • капуста - снимает стресс;
  • витамин С (лимон, апельсин) - освежает мысли и облегчает восприятие информации;
  • бананы, клубника - помогут спать спокойнееи дляхорошегонастроения;
  • шоколад - питает клетки мозга.
  • Мороженое: оно великолепно снимает стресс
  • Для концентрации внимания: половинка репчатого лука в день. Для творческого озарения: чай из тмина (2 чайные ложки семян на чашку).
  • Смело включайте в меню фасоль, гречку, овсянку, горох и зелень овощи: в них содержится ложный антидепрессант - магний

Рецепт коктейля, помогающего освежить память и сохранить силы: 1 чайная ложка меда, 1 желток, 1 стакан сока лимона или апельсина.

Для нормальной работы нервной системы необходима зелень, пряности, содержащие важнейшие микроэлементы. Недостаток  магния  в организме вызывает частые головные боли. Его источники: зелень (петрушка, укроп, салат), ягоды.

Что съесть, когда нужна «полная боевая готовность», перед самим   интеллектуальным  испытанием?

- Самая быстрая помощь нервной системе и мозгу:  сладкий чай, шоколад, кусочек сдобного печенья -  в них содержится глюкоза. Очень полезны отвар шиповника, квас, морс, соки.

Для   успокоения  нервной  системы  подойдут кисломолочные продукты,  молоко с мёдом,  овощные и фруктовые салаты. Замечательная пища – супы. Но действуют они по-разному. Супы на крепком мясном бульоне, наваристые борщи – тонизируют. Супчики полегче – вегетарианские, овощные – помогают расслабиться.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.